КСТОВО.РУ

Новогорьковский нефтеперерабатывающий. Начало начал


Проектировать установки по первичной переработке нефти Новогорьковского нефтезавода сначала было поручено Московскому проектному институту «Гипронефтезаводы», а затем на его базе был создан Горьковский филиал. Он в последующие годы и выполнял функции генерального проектировщика. Первыми на строившемся заводе стали установки обезвоживания и обессоливания нефти (ЭЛОУ), атмосферно-вакуумные трубчатки (АВТ) и термические крекинги (ТК).
25 июня 1957 года приказом первого директора завода В. С. Едренкина был сформирован цех № 1, включающий в себя установки ЭЛОУ-1, ЭЛОУ-2, АВТ-1. Последующими приказами директора первым начальником цеха № 1 был назначен О. М. Червонный, его заместителем - Н. Ф. Коваленко, старшим механиком -М. О. Шкляревский, начальником установок ЭЛОУ-1, ЭЛОУ-2 -В. И. Горюнова, механиком - Г. М. Тюрин, затем В. Г. Голованов, начальником товарной группы - П. С. Цветков.
Дежурными инженерами цеха № 1 стали А. И. Казаченко, И. Кребс, К. А. Журавлев, А. П. Черменин, Н. М. Кацнельсон. Для
работы в цех № 1 приглашались специалисты действующих заводов - Новокуйбышевского, Гурьевского, Ярославского и других, выпускники техникумов и вузов.
По мере ввода установок в работу включались новые специалисты, в бригады на установки ЭЛОУ пришли очаровательные молодые девушки 3. Соловьева, А. Скитяева, В. Бочкова, 3. Жарова, Р. Ипатова, Ю. Балыкова, Н. Кутузова, А. Ларина, В. Петрикова, А. Велиткевич, Т. Степанова и другие. Им не исполнилось еще и 20 лет, а они уже окончили Ленинградский нефтяной техникум, прошли практику и были грамотными специалистами.
Трудностей на долю первопроходцев выпало немало. Так, на установках ЭЛОУ для обезвоживания и обессоливания нефти в качестве деэмульгатора использовался нейтрализованный черный контакт (НЧК). Работали в две ступени, процесс был неустойчивый. Очистные сооружения цеха № 13 с очисткой стоков не справлялись, инженеры ломали головы, но ничего сделать не могли, требовались эффективный деэмульгатор и подготовка нефти на промыслах.
Непросто приходилось работать и на установках АВТ на плохо подготовленной обессоленной нефти. Шла большая коррозия трубопроводов и аппаратуры. Из-за присутствия воды в нефти режим в ректификационных колоннах АВТ был неустойчивым. Для защиты от коррозии в нефть подавали раствор соды и щелочи, но это мало помогало и приводило к закоксовыванию печей на установке ТК-1. Специалисты установок ЭЛОУ-1, ЭЛОУ-2 и АВТ-1 А. К. Аниси-мов, Д. И. Вязьмин, А. М. Сутырин, А. Г. Сыресин, А. М. Брусникин, И. Г. Моисейченко, Н. И. Зобов, К. Г. Игнатьев, Ю. Б. Шепарский, Т. В. Немчинова, М. А. Худякова, А. П. Кривобоков, Т. А. Сергеева, И. С. Базелишен, Н. А. Турбанина и первый руководитель АВТ-1 В. П. Азарова дневали и ночевали на установках, доводя оборудование до ума.
Это были дни большого трудового накала. Коллектив заводчан, его руководители, технологи, механики, операторы, наладчики сутками не уходили с установки, тщательно готовились к пуску. Людей никто не принуждал. В большом патриотическом порыве, энтузиазме рождался новый завод. В конце июня 1958 года АВТ-1 приняла с ЭЛОУ-1 обезвоженную и обессоленную нефть и дала первый бензин.
23 августа 1958 года на товарно-сырьевой базе завода собрались строители, монтажники, заводчане-эксплуатационники, представители горьковских подшефных организаций, руководители города и области. Все они приняли участие в митинге, посвященном пуску первой очереди завода и отправке первого эшелона с продукцией, выработанной на первых заводских установках. На кумачовом полотнище, украшающем тепловоз, крупная надпись: «Тебе, Родина, наш первый маршрут продукции». После немногочисленных выступлений эшелон с ценнейшим горючим отправился в путь. День отправки первого эшелона стал днем рождения нового крупного предприятия. Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод вступил в строй!
В последующие годы топливное производство, обслуживаемое коллективами первого и второго цехов, получило дальнейшее развитие.
В 1959 году в эксплуатацию были введены установки ЭЛОУ-3 (начальник К. Ф. Журавлев) и АВТ-2 (начальник А. Ш. Дехтерман, механик Г. М. Тюрин).
Вскоре ситуация с деэмульгаторами изменилась к лучшему: выручили дзержинские химики, которые по заказу Минобороны вырабатывали высокоэффективные деэмульгаторы. Вопрос с большими усилиями «пробил» в Москве главный инженер завода 3. А. Берна-дюк. С первыми же килограммами этих деэмульгаторов улучшилось качество обессоленной нефти, стабилизировалась работа ЭЛОУ-1, ЭЛОУ-2, ЭЛОУ-3, АВТ-1, АВТ-2 и ТК-1, ТК-2. Заработали очистные сооружения, был снят вопрос об остановке завода из-за плохих стоков, сбрасываемых в реку Волгу. Улучшилась и подготовка нефти. Начальник установок ЭЛОУ-1, ЭЛОУ-2, ЭЛОУ-3 А. Ф. Корж совместно с ВНИИНП разработал и внедрил в качестве 3-й ступени обессоливания и обезвоживания нефти горизонтальные электро-дегидраторы, за которые потом участники разработки и внедрения были награждены золотыми и серебряными медалями ВДНХ. А. Ф. Корж по этой теме защитил кандидатскую диссертацию.
Работа по повышению эффективности установок и объектов общезаводского хозяйства велась большая. Впервые в нефтеперерабатывающей отрасли на заводе по инициативе бывшего начальника цеха № 1 О. М. Червонного были размещены на одной площадке и скомбинированы процессы ЭЛОУ и АВТ.
Установка АВТ-3 введена в 1962 году (начальник установки А. Г. Сыресин, механик Г. М. Тюрин, старшие операторы Д. Д. Лялин, В. П. Фролов, А. Космынин, А. М. Брусникин, И. С. Базелишен, А. М. Сутырин).
АВТ-4 введена в 1964 году (начальник установки В. П. Кузяев, механик Ю. И. Степанов, старшие операторы В. В. Шаронов, П. А. Соболев, К. Ф. Журавлев, В. И. Киселев, Н. И. Смоляков, В. С. Галата).
Одной из сложнейших проблем цеха № 1 в 1960-1965 годах стал выпуск качественного авиакеросина ТС-1. Тогда это был самый востребованный нефтепродукт. Сложность заключалась в том, что в перерабатываемой нефти содержались нафтовые кислоты, присутствие которых в авиакеросине вызывало коррозию авиадвигателей. Требовалась доосушка керосина. Проблему решил заместитель главного инженера Г. В. Коняев, по его предложению построили небольшую установку по осушке керосина воздухом. Так работали несколько лет.
После перевода завода на переработку западно-сибирской нефти отпала необходимость в защелачивании и водной промывке керосина. Главный инженер 3. А. Бернадюк доказал это министерству и институтам, и защелачивание, водную промывку и осушку керосина исключили из требований технологии по производству авиакеросина.
В 1972 году было закончено строительство установки АВТ-5 мощностью три миллиона тонн в год. Начальником цеха № 1 в это время работал Н. М. Митекин, старшим инженером - А. И. Соловьев, начальником установки - Д. Д. Лялин, затем В. С. Малясов, механиком - Я. Ф. Бобров, старшими операторами - Ю. Б. Шепар-ский, В. П. Фролов, А. И. Чиркунов, В. И. Биккулов. Проект имел много недостатков, персонал установки устранял их совместно с проектировщиками.
Много лет трудились в цехе № 1 С. А. Сидоров, С. Б. Жарков, В. А. Фокин, Ю. М. Шимонаев, Ф. М. Гусев, Г. Р. Медведев, И. Д. Мурысов, А. Н. Синев, Н. Носов, А. И. Шашкин, В. П. Пушка-рев, В. Л. Блоцкий, А. Н. Коваленко, В. Кутузов, В. Филиппов.
После ввода в эксплуатацию установки АВТ-5 мощность завода по переработке нефти достигла 14 млн. тонн в год.
Несмотря на это, Правительство СССР и Миннефтехимпром приняли решение о строительстве на Новогорьковском заводе установки АТ-6 мощностью шесть миллионов тонн в год с вводом в 1975 году. В эксплуатацию она вошла в планируемые сроки. Начальник цеха -А. М. Титов, старший инженер цеха - Д. Д. Лялин, И. Г. Моисейчен-ко, начальник установки - Ю. Ф. Коваленко, механик установки -А. А. Покровский, старшие операторы - Ю. Б. Шепарский, Н. И. Смо-ляков, А. Калинин, В. Т. Елин. Пуск установки с участием пусконала-дочной бригады был осуществлен за 25 суток вместо трех месяцев.
Самой большой проблемой при согласовании комплекса АТ-6 был вывоз продукции по одноколейному железнодорожному пути. Кстовские и нижегородские железнодорожники Н. Д. Великотный, О. X. Шарадзе, А. В. Ткачев потребовали расширения станции Зе-лецино, удлинения эстакад ТСБ, подачи составов порожняка на ТСБ локомотивом вперед. Заводские строители В. П. Кузнецов, В. В. Баруздин, А. И. Ляпин, В. Н. Виноградов, А. А. Цветяев и эксплуатационники В. П. Азарова, Н. М. Глущенко, В. В. Хохрунов в тяжелейших условиях действующей ТСБ выполнили все их требования. После пуска установки железнодорожники обеспечили вывоз нефтепродуктов.
За успешный ввод в эксплуатацию комплекса установки АТ-6 и достижение проектных показателей по количеству и качеству продукции участники реализации проекта (проектировщики, строители и эксплуатационники) награждены орденами и медалями, а в 1977 году предприятию присуждена премия Совета Министров СССР.
Много сил, знаний в те годы отдали родному предприятию, обеспечивая нормальную работу ведущего цеха и всего завода в целом, руководители и специалисты высокого класса В. С. Едренкин, П. А. Чириманов, М. С. Матвеев, В. Ф. Кондратьев, Д. С. Романов, О. Н. Клочков, Л. М. Шиб, И. А. Тюремнов, В. Е. Власенко, А. А. Ильин, С. П. Мильков, А. Н. Карпенко, П. Е. Кобылин, К. В. Киселева, М. 3. Хает, А. П. Скибенко и многие другие. Заслуги этих людей, вписавших славные страницы в историю завода, достойны самого глубокого уважения сегодняшнего и последующих поколений заводчан.


Размещено на сайте: http://kstovo.ru
Ссылка на данную страницу: http://kstovo.ru/content/29