КСТОВО.РУ

Сутыринская коноводка


Протекая мимо кстовских селений, Волга знает и помнит многие события, происходившие на ее берегах. Помнит измученных изнурительным трудом бурлаков, их заунывные песни и стоны. В жару и непогоду, сбивая ноги о прибрежные камни, шли бурлаки бечевою от Астрахани до Нижнего, тянули за собой тяжелогруженые баржи. В крутом Кстов-ском колене с быстрым течением был особенно трудный участок пути. Собрав последние силы, призвав на помощь Всевышнего, бурлаки преодолевали его, и на берегу устраивали привал. Разводили костры, варили уху и кашу. Выпив чарку вина, они веселились, пели песни, которые далеко разносились по окрестным берегам. В них есть и упоминание о Кстове:
А вот Кстово-то Христово
Развеселое село.
Хоша чарочка маленька,
Да винцо хорошо.

Но короток был отдых, бурлаки снова брались за лямку. Лишь впос- ледствии изобретение нашего земляка из с. Кадницы, крепостного графа Шереметева Михаила Сутырина, облегчило их каторжный труд.
Мальчиком он вместе с ватагой деревенских ребятишек бегал по крутым волжским обрывам, просиживал за ловлей рыбы на берегах Кудьмы и Волги, здесь он видел, как нелегко тянуть против течения тяжело груженные расшивы, слышал стон заунывной песни, раздающейся над русской рекой:
Ох, матушка-Волга,
Широка и долга!
Укачала, уваляла,
У нас силушки не стало,
0-оx!..

Может быть, тогда и родилась у кадницкого мальчишки мысль помочь бурлакам.
...1816 год. Весть о том, что на Волге появилась машина, которая избавляет бурлаков от непосильного труда, быстро облетела Поволжье. Это судно называли коноводкой. А изобрел ее кадницкий крепостной Михаил Сутырин. Суда, заменявшие труд бурлаков, в России появля-лись и раньше, но распространения не нашли, видимо, из-за неудобства в применении, громоздкости и высокой стоимости.
Коноводка, изобретенная Сутыриным, была оригинальной, практичной, простой в управлении. Патриот Волги смог не только разработать свою конструкцию судна, но и построить его. В условиях крепостничества это было тяжелым делом. Он смог добиться и того, что его изобретение было вскоре пущено в дело. Появление на Волге нового судна стало выдающимся для того времени событием.
Что же собой представляло конно-машинное судно, и каков был принцип его работы? Это была деревянная баржа, сделанная из добротного леса. Днище и обшивка укреплены железными костылями. На середине судна располагался несложный механизм: по кругу диаметром в 12 метров устанавливались шесть столбов, они на три метра возвышались над палубой, а наверху скреплялись перекладинами, на которые настилали пол. В центре круга, выше перекладины и пола вертикально устанавливали вал, на него надевали деревянный шкив (ворот) диаметром до трех метров. К шкиву-вороту одним концом привязывали толстый канат, другой конец которого крепился к якорю. На метровой высоте от пола в вал врезалось 6-12 деревянных рычагов для впрягания лошадей. При судне было 3-4 лодки-«завозни». На них завозили вперед баржи якорь с канатом и бросали на дно реки. Судно подтягивали к якорю канатом, который наматывался на ворот вертикального вала, вращаемого лошадьми. Таким образом судно двигалось против течения. Конно-машинное судно прекрасно показало себя в работе. Изобретение нашего земляка значительно облегчило каторжный труд бурлаков.
Но Сутырин так и остался крепостным. Впоследствии коноводки, изобретенные нашим земляком, ходили не только по Волге, но и по Каме, Соже, Днепру, Неве и другим рекам. Изобретение М. Сутырина было прогрессивным для XIX века и сыграло большую роль в развитии отечественного судостроения и судоходства.
Благодарные кстовчане установили на высоком волжском берегу в Кадницах памятную стелу, на светло-сером граните которой начертаны слова: «Патриоту земли русской, уроженцу с. Кадницы, механику-самоучке, создателю конно-машинного судна (1816 год) Сутырину Михаилу Андреевичу от благодарных потомков в год 300-летия Российского флота». А рядом на камне высечены слова Цицерона: «Нам дана короткая жизнь, но память об отданной за благое дело жизни вечна». Отныне эти слова будут напоминать нам и тем, кто придет после нас, о замечательном человеке, талант которого послужил на благо народа и России.
* * *

Красотами берегов Волги, кстовских мест любовался, писал о них великий украинский поэт и художник Т. Г. Шевченко. Возвращаясь осенью 1857 года после десятилетней ссылки из Новопетровской крепости по Волге на пароходе «Князь Пожарский», он в своем дневнике отмечал: «Пролетаем мимо красивого по местоположению села Зименки и владений помещика Дадьянова и замечательного по следующему происшествию прошедшего лета. Когда поспело жито и пшеница, мужиков выгнали жать, они, чтобы покончить барщину за один раз, зажгли его со всех концов при благоприятном ветре. Жаль, что яровое не поспело, а то и его бы за один раз покончили бы. Отрадное происшествие».
В XIX веке и Работки, и Кстово славились как дачные места. Чистый свежий воздух, Волга привлекали сюда горожан-нижегородцев. Здесь, в дачном местечке Чеченино, в доме Анохиных в 1890-1892 годах жил писатель В. Г. Короленко со своей семьей. Волжские места у Работок, Слопинца и Татинца писатель воспел в своих произведениях. В рассказе «Художник Алымов» он описал, как художник создает картину на Волге пониже Работок. Под впечатлением путешествия по Керженцу и к озеру Светлояр В. Г. Короленко написал очерк «В пустынных местах»: «Вот последний паром скользит в светлом тумане от Лысковской пристани. Вот чуть видно притаились в ложбинах Татинец и Слопинец, старинные разбойничьи села, о которых говорит до сих пор недобрая поговорка: «Татинец и Слопинец- ворам кормилец».
Между Работками и Слопинцем есть на правом берегу Волги утес «Два брата». В. Г. Короленко пишет, что об этом утесе в народе ходит легенда: «Два брата-разбойника жили на этом утесе, грабили проходящие по Волге суда. Накопив много золота и серебра, стали делить его. Долго делили, поссорились, дело дошло до драки, а поделить поровну не могли. Во время драки скатились с вершины утеса, разбились и утонули в водах Волги». И до сих пор стоит этот утес, напоминая о тех далеких временах.
Большой интерес представляет рассказ «Ушел», в котором Ко- роленко пишет, как он, выехав из Нижнего на пароходе, сошел на безводнинской пристани и пешком по горному берегу дошел до Работок «то поднимаясь на холмы, то спускаясь на плотный песок волжских отмелей... По реке тихо проплывали плоты и барки, порой пробегал пароход. Солнце только начинало склоняться, когда усталый и голодный я входил в приволжское село Р... На берегу, выстроившись прямым порядком, стояли дома с тесовыми крышами и как-то тупо глазели своими окнами на реку. День был будний, но на завалинках сидели женщины, разодетые пестро, и лущили семечки. Молодые девушки были нарумянены грубо и густо. Эти ряды женщин казались такими же скучными, как и ряды домов, как и вся летняя жизнь торговых приволжских сел. Землей они не занимаются и сдают ее в аренду жителям деревень, более отдаленных от реки. Все мужчины ходят матросами, водоливами, приказчиками, кочегарами на судах».
Память о пребывании В. Г. Короленко в Чеченине по инициативе бывшего председателя Работкинского сельсовета С. П. Плахина увековечена мемориальной доской, установленной на доме Анохиных, в котором жил писатель.
Интересное описание Кстовского Поволжья дал русский исследователь-географ В. П. Семенов-Тян-Шанский - сын крупнейшего географа России П. П. Семенова-Тян-Шанского. В конце XIX - начале XX столетий он изучал географию Европейской части и других регионов России. В вышедшем многотомном издании «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» автор собрал интереснейший материал о населенных пунктах, расположенных по Волге. Он писал: «За пределами Нижнего, ниже Печерского монастыря тянутся вдоль возвышенного берега Волги дачи нижегородцев, из которых наиболее замечательные дачи Башкирова и Курбатова. Дачи известного тогда по всей округе купца Башкирова занимали самые лучшие места на Волге в Зименках. В 30 верстах от Нижнего на правом берегу Волги расположено волостное село Безводное, имеющее 2500 жителей и известное по своему производству якорных цепей, морских и рыболовных уд и сетей. Главный завод этих предметов выпускает их на сумму 25 тысяч рублей при 30 рабочих».
Упоминается и деревня Студенец, которая насчитывала тогда 250 жителей. Автор отмечает, что в деревне действовал механический завод, на котором вырабатывали корабельные цепи и якоря до 50 тысяч рублей при 25 рабочих.
В. П. Семенов-Тян-Шанский писал об истории села Работок: «Верст десять ниже устья реки Кудьмы находится значительное селение Работки с двумя церквями и 1200 жителей. Село это было пожаловано в 1743 году императрицей Елизаветой Петровной Алексею Шубину за то, что он «безвинно потерпел многие лета в ссылке в безвинном заключении». Блестящий гвардейский офицер Семеновского полка Шубин, пользовавшийся в начале царствования Анны Иоанновны большим расположением цесаревны Елизаветы Петровны, был сослан в Сибирь, а за свою преданность ей и по ее воцарении был возвращен и произведен в генерал-майоры столичного Семеновского полка».


Размещено на сайте: http://kstovo.ru
Ссылка на данную страницу: http://kstovo.ru/content/6