КСТОВО.РУ

Биография продолжается


Ненамного моложе родного города средняя общеобразовательная школа № 5. В 2006 году она отметила свое 45-летие.
В 1961 году 5-я школа, которая тогда была восьмилеткой, встретила своих первых питомцев. Они переходили с учителями из школ № 2 и № 4. Принимали учащихся и педагогов первый директор, бывший заведующий Кстовским роно В. П. Моровов вместе с завучами Л. Н. Пановым и Л. Н. Кузнецовой. С 1962 по 1974 год завучем работала Л. А. Фирсова, передав эстафету бывшему методисту-инспектору гороно Т. А. Петраш, которая проработала завучем 16 лет. Завучами также были Р. А. Романова, О. А. Гришутина, Т. М. Новожилова, Г. В. Федулова.
В разные годы школу возглавляли Н. А. Гуляков, В. А. Хованов, К. Н. Рюмин. Они продолжали лучшие традиции десятилетки, внедряли новые формы руководства учебным процессом. По инициативе В. А. Хованова открылся спецкласс летчиков, были созданы и оснащены кабинеты истории и начальной военной подготовки.
Помощниками в работе администрации зарекомендовали себя школьные методобъединения. Так, секцию учителей начальных классов возглавляли А. К. Загайнова, Н. А. Тучина, Л. В. Громова, а в настоящее время - Н. М. Тореева. Секциями преподавателей русского языка и литературы руководили Л. А. Фирсова, Л. Н. Кузнецова, Т. А. Козлова, математики - Т. А. Петраш, А. Г. Новикова, В. И. Похвалина, Л. П. Фомочкина, истории-Л. Т. Малиновская.
С первых дней работы школы в начальных классах трудились учителя П. Д. Иззетдинова (это она разрезала ленточку в день открытия школы со своей ученицей Людой Власовой - ныне учительницей начальных классов Л. В. Громовой), А. М. Смирнова, А. С. Галанова (она и в преклонном возрасте до сих пор интересуется работой школы), С. М. Тюрина, А. К. Загайнова, А. К. Титова, П. К. Погодина. Их сменили М. А. Алистратова, Н. В. Соколова, Е. Г. Кондратьева, Г. Ф. Большакова, М. М. Несина, 3. Г. Виноградова, потом Н. А. Тучина, Н. М. Тореева, Л. В. Громова, Е. А. Дернова, Г. К. Бондаренко, И. М. Фонарева, И. Н. Самойлова, О. Н. Су- хова. Учителя начальных классов на уроках широко использовали наглядность, технические средства, часто сами изготовляли дидактический материал для индивидуальной работы с учащимися. Внеклассную работу вели в группах продленного дня, на базе городской детской библиотеки, проводили экскурсии...
Девизом учителей математики были слова: «Математика - царица наук». С. М. Кудрявцева, К. Н. Тушавина, А. Г. Новикова, Л. П. Фомочкина, Т. А. Петраш, В. И. Похвалина, Г. А. Долгополова, Г. В. Яковлева, Г. В. Федулова, Т. Д. Кочетова, В. Ф. Сафронова, М. И. Солнцева, Т. Л. Гущина, С. Н. Кнутова осуществляли связь классной и внеклассной работы, организуя математические классные часы, КВН. Каждый из математиков разрабатывал соответствующие темы, делился опытом с коллегами по школе, на районных и областных семинарах.
Первыми физиками были В. Ф. Феклунин, А. И. Цепелева, Н. А. Гуляков, О. А. Гришутина, которая начала работать в школе лаборантом, затем - учителем физики и завучем, она трудится и в настоящее время. По новым учебникам и программам работали А. Д. Клочков, К. Н. Рюмин, И. Б. Слешинская, О. Г. Палавина. В практику внедряли новые технические средства обучения, уроки-лекции, уроки-семинары.
Историки, влюбленные в свой предмет, всегда считали именно его главным, поскольку он формирует личность гражданина. Поэтому В. П. Моровов, Л. Т. Малиновская, А. Н. Белов, Т. М. Новожилова каждый урок стремились сделать эффективным, работая в тесной связи с учителями литературы, географии, начальной военной подготовки. Проводили совместные пресс-конференции и диспуты, использовали возможности краеведческого музея (организаторы Ф. Д. Немцев и Р. А. Романова).
Преподаватели русского языка и литературы отстаивали приоритет своего предмета, и их ученики на экзаменах в школе и вузах показывали прочные знания. С 1961 года преподавали Л. Н. Кузнецова, Н. Н. Ермакова, Т. А. Козлова, В. А. Герасимова, Л. А. Фирсова, М. И. Ульянова, Н. П. Черныш, А. М. Ефимова. Проработав много лет, они передали эстафету молодым учителям Н. С. Качариной, Р. М. Поселеновой, Н. П. Васильевой, М. К. Тумко, С. Л. Мироновой, Н. В. Калачевой, Л. М. Галочкиной, Н. П. Ушницкой.
Биологи и химики Е. Г. Корнеева, Р. Н. Альшевская, Л. Н. Грязнова, Л. П. Суркова на уроках и внеклассных занятиях формировали у учащихся навыки проведения экспериментов, знания о растительном и животном мире дети приобретали на пришкольном участке.
На уроках труда в школьных мастерских под руководством
В. И. Морковина, М. А. Бушуева и других ребята изготовляли столярные и слесарные изделия, наглядные пособия, девочки учились кулинарии, шитью (учителя Ю. П. Шимкина, И. И. Кузнецова, А. М. Гарнизонова). Учащиеся старших классов летом выезжали в лагерь труда и отдыха на сельхозработы.
Преподаватели физкультуры Н. Н. Новиков, А. Н. Ягодин, Г. Н. Ростовский, А. А. Панин, Л. Н. Сорокина, военруки К. Ф. Кача-рин и Ю. Б. Ямской проводили лыжные кроссы, военно-спортивную игру «Зарница». Юноши были подготовлены к службе в армии, учебе в военных училищах. Из числа школьных спортсменов восемь самбистов стали заслуженными мастерами спорта.
В школе действовали клубы интернациональной дружбы и интересных встреч, драмкружок, вокальные группы, работал радиотехнический кружок, где ребята держали связь со 192 городами мира (классный руководитель В. В. Зенцова (Ермошина). Немало добрых дел на счету комсомольской и пионерской организаций школы. Хорошими помощниками в учебно-воспитательном процессе были старшие пионервожатые. Многим из них опыт работы с коллективом пригодился в дальнейшей руководящей работе: сегодня Л. В. Го-лубева - директор Дворца культуры нефтехимиков, И. А. Лепилки-на - заместитель директора школы № 8, Е. Ю. Ефимова - доцент академии МВД, В. Ю. Ефимова - организатор внеклассной работы в Нижнем Новгороде. Большую внеклассную и внешкольную работу вели А. М. Ефимова, Л. К. Рожкова, Г. А. Жалялова, Н. В. Калачева, А. А. Семко, В. П. Акуленко. Значительную помощь школе оказывали родительские комитеты. За активную пропаганду знаний среди родителей школа награждена Почетной грамотой областного отделения Педагогического общества РСФСР.
Сейчас число учащихся значительно сократилось, но проблем не стало меньше. Их решает новая администрация. Тринадцатый год руководит школой Г. Н. Косов. За это время обновилось оборудование, появился компьютерный класс, открылся новый профильный класс - социально-экономический, планируется открыть естественно-математический класс. Пятый год со 2-го класса проводится обучение школьников английскому языку и информатике. Обновился состав учителей, 12 выпускниц школы № 5 вернулись в нее преподавателями. Они совершенствуют опыт своих наставников, внедряют в практику новые формы и методы работы, активно участвуют в профессиональных конкурсах.
Разные технологии используют учителя в учебно-воспитательном процессе, но при этом основным показателем деятельности педколлектива остается качество знаний учащихся и уровень их воспитанности. Учащиеся 5-й городской всегда показывали хорошие знания на олимпиадах, экзаменах в высших учебных заведениях. Смело шли в технические вузы, военные училища. 122 ученика окончили школу с медалями, а всего за 45 лет из нее вышли более трех тысяч выпускников. Среди них заместители главы администрации района А. Н. Фирсов и Э. И. Салахутдинов, директор департамента образования 3. А. Манахова, директор школы № 4 М. В. Усачева, заместитель начальника управления Пенсионного фонда по Кстовскому району И. Н. Солнцева.
Новое время ставит перед школой новые задачи. Их решению подчинен настрой педагогического коллектива, в котором немало учительских династий. С каждым годом школа вписывает в свою биографию все новые строки.


Размещено на сайте: http://kstovo.ru
Ссылка на данную страницу: http://kstovo.ru/content/70