КСТОВО.РУ

Народные промыслы


На кстовской земле еще в конце XVII века зародились народные промыслы и ремесла, которые сыграли значительную роль в экономическом, хозяйственном и торговом развитии Нижегородского уезда, губернии, области, да и России в целом.
В XIX и начале XX века в селениях бывшего Нижегородского уез-
да, в состав которого входили и кстовские деревни, насчитывалось в общей сложности около 30 видов народных промыслов. Бытопи-сец нижегородского Поволжья П. И. Мельников (Андрей Печерский) про наши места в книге «На горах» пишет: «В одних селениях слесарничают, в других - скорняжничают, шорничают, столярничают, веревки вьют, сети вяжут, проволоку тянут, гвоздь куют, сундуки делают... всего не перечесть...».
С давних времен развивались кирпичный и гончарный промыслы, чему немало способствовало наличие дешевого сырья - глины. Небольшие заводики, на которых изготавливали кирпич (с обжигом в дворовых печах), удовлетворяли запросы местных жителей. Частный предприниматель из деревни Михальчиково Иван Репьев, имея личное клеймо, на своем заводе кустарным способом (с конца XIX века до 1917 года) изготовлял до 80 тыс. штук кирпича в год. Причем кирпич вырабатывался высокого по тем временам качества и пользовался большим спросом в округе. В уезде широко была известна продукция безводнинского, михальчиковского, новоли-кеевского, работкинского и других кирпичных заводов. Крестьяне, используя местные суглинки, изготовляли кустарным способом гончарные изделия - горшки, корчаги, кринки, плошки, глиняные свистульки - не только для своих надобностей, но и выставляли на продажу. Продавали их на местных ярмарках и базарах.
О размерах и объемах производства кирпича в волостях уезда можно судить по тому, что во всех деревнях и селах многие постройки (существующие и до настоящего времени) возводились из местного кирпича: каменные и полукаменные дома, церкви и др. Одних только храмов в уезде насчитывалось более тридцати. И возводили их не заезжие строители, а свои, кстовские мастера каменных дел. Достаточно сказать, что строительная артель кадницкого зодчего XVII века Павла Потехина состояла из 93 человек. Наряду с каменных дел мастерами в состав артели входили плотники, резчики по дереву и камню, кузнецы, золотильщики. Мастера артели П. Потехина, владея разными ремеслами, возвели в Останкине (Москва) Троицкую церковь - удивительный по красоте и величию каменный храм - и много других шедевров каменного зодчества.
В XIX веке в уезде был широко распространен металлоиздельный (с. Безводное) и цепной (с. Михальчиково) промыслы. О том, как развивались безводнинские промыслы, зародившиеся в 50-х годах XIX столетия, упоминает В. И. Ленин в книге «Развитие капитализма в России»: «Замечательно то, что жители Безводного до сих пор (до начала 80-х годов) тщательно скрывают свое мастерство от соседних крестьян. Не один раз они пытались сделать приговор в волостном правлении, чтобы передававшего это мастерство в дру- гое селение подвергать наказанию. Так как этой формальности им не удалось достигнуть, то приговор как бы нравственно тяготеет на каждом из них, в силу чего они не выдают своих дочерей за женихов соседних деревень и, насколько возможно, не берут оттуда девушек в замужество».
Далее В. И. Ленин в описании первой стадии развития капитализма в своем труде дает глубокий анализ капиталистической мануфактуры с. Безводного: «К капиталистической мануфактуре относятся также промыслы села Безводного Нижегородской губернии и уезда. Это тоже одно из промышленных сел, большая часть жителей которого вовсе не занимается земледелием, и которое служит центром промыслового округа из нескольких селений. По земской переписи 1889 года в Безводнинской волости 581 дворов из них 82,4% дворов с промыслами. Безводнинские промыслы состоят в изготовлении разных металлических изделий: цепей, уд, металлических полотен; размеры производства определялись в 2,5 млн. рублей в 1883 году и в 1,5 млн. рублей в 1888-89 гг.».
Безводнинские кустари и их промысел положили начало метал-лоиздельному производству, которое действовало около 150 лет.
Безводнинские кустари-ремесленники ткали на дому металлические сетки, из которых изготовляли решета для просеивания муки и процеживания жидких растворов. В первые годы советской власти кустари объединились в артель им. В. И. Ленина. Продукция этого металлоткацкого производства шла далеко за пределы области.
Михальчиковские кустари-цеповары варили в горнах железо и на наковальнях большими молотами ковали цепи для речных и морских судов. Это была очень тяжелая и трудоемкая работа, требующая большой силы и мастерства.
Крестьяне деревни Красногорки зимой, в свободное от сельхоз-работ время, изготовляли кустарным способом топоры, продавали их местным жителям и на Нижегородской ярмарке.
Кузнечным промыслом, ковкой гвоздей занимались елховские кустари. В 1887 году в деревне Елховке работала 21 кузница. Эти кузницы обслуживали кустари, вырабатывая ежегодно до 8 тыс. пудов гвоздей разного калибра. Ремесло кузнеца-гвоздильщика передавалось в деревне из поколения в поколение. Гвозди елховских кустарей отличались высоким качеством и широким ассортиментом.
В уезде наряду с металлообработкой широко был распространен деревообделочный и столярный промыслы. Особо славились изделия кустарей д. Сосновки. Мастера-сундучники, освоив ремесло, со вкусом оформляли деревянные сундуки для хранения одежды художественными металлическими планками и замками с музыкальным звоном. Каждый мастер изображал на сундуках свой индивидуальный орнамент и рисунок. Красиво оформленные сундуки пользовались большим покупательским спросом на Нижегородской ярмарке Купцы из России и других стран покупали их и везли в Европу, а по Волге и Каспию - в Сибирь, Среднюю Азию, Кавказ, Персию.
В советские годы сосновские кустари-сундучники объединились в артель им. Чапаева и до 1980-х годов поставляли свою продукцию в разные регионы страны.
Большую выгоду местным кустарям приносил бондарный промысел. Им занимались крестьяне кстовских селений Чаглавы, Б. Мокрого, Красногорки, Семети, Ст. Ликеева. Из местного материала (дерева) здесь делали кадки и бочки для засолки огурцов, томатов, капусты и рыбы. Весной эта тарная продукция отправлялась вверх и вниз по Волге в разные районы страны.
Далеко за пределами Нижегородского Поволжья славились лод-ки-великовражки. Мастерами слыли лодочники из села Великий Враг: трое братьев Николаевых - Василий, Ефим и Федор, братья Александр и Лаврентий Сотковы. Легкие, быстрые на ходу лодки-великовражки, изготовляемые ими, пользовались большим спросом в волжской округе.
В кстовских селениях, особенно приволжских, большое распространение получила резьба по дереву. Художественным промыслом - корабельной или глухой резьбой по дереву - овладевали местные жители, украшали свои дома. В исторических селах района Великом Враге, Безводном, Кадницах, Работках и ныне на многих домах сохранилась глухая резьба. Кстовские крестьяне и мастера этого самобытного узорочья любили изображать на лобовых досках и наличниках окон «берегинь», зверей, персонажей из русских народных сказок, растительный орнамент (грозди винограда, листья местных деревьев). Дома с затейливой резьбой до сих пор восхищают всех, кто их видит.
Кстати, предметы этого уникального художественного промысла (лобовые доски, наличники, фрагменты домовой резьбы и др.), собранные в деревнях и селах Кстовского района, экспонируются в различных музеях страны. Они представлены в Русском музее (Санкт-Петербург), Историческом (Москва), Музее народных промыслов (Нижний Новгород). Представлены они и в Кстовском исто-рико-краеведческом музее.
В настоящее время глухая домовая резьба стала редкостью, а применение в украшении домов нашла более простая и доступная в изготовлении сквозная резьба.
Повсеместно в селах и деревнях уезда крестьяне занимались лозоплетением. Этот вид художественного промысла (плетение корзин, стульев из лозы, лаптей, коробов, лукошек из коры липы) находил широкое применение. Дешевый материал (прутья кустарников - вербы и тальника) в большом количестве заготовлялся в поймах рек Волги, Кудьмы, Озерки. До сих пор лозоплетением занимаются некоторые жители района и города.
В окрестностях Кстова имелось мало земли, да и та была малоплодородной. Песчаная почва давала низкие урожаи. Чтобы прокормиться, жители села, в основном женщины и подростки, занимались сетевязанием, вили веревки. Местные купцы скупали у них рыболовные снасти, везли в Астрахань, на Каспий, где они пользовались большим спросом.
Как отмечается в архивных документах («Экономическая опись Нижегородского уезда 1798-1800 гг.»), на кстовской земле выращивали лен и разводили овец. Это давало возможность развиваться местным промыслам. Женщины многих сел и деревень в зимнее время пряли и ткали из обработанного льна и шерсти хопсты, шили из них платья, рубашки и другую одежду. Из шерсти повсеместно вязали теплые носки и варежки для своих потребностей и на продажу.
Достаточно широко в Нижегородском уезде, а позднее и в Кстовском районе, было развито и другое художественное ремесло - строчевышивальное. По существу, в каждой деревне и в каждом доме женщины занимались художественным вышиванием, известным с конца XVIII века, привносили в это ремесло творчество, смекалку, выдумку. Строчевышитые изделия (постельное белье, столовые скатерти, декоративные подзоры, накомодники, салфетки, занавески, а также лоскутные одеяла) украшали жилища.
При наличии скота крестьяне в зимнее время занимались выделкой шкур. Эта довольно трудоемкая работа требовала много сил и времени. Кожи размачивали в воде, затем квасили в кадках, мяли мялками, снимали мездру, натягивали на специальные приспособления, сушили, дубили и красили спецрастворами, придавая им товарный вид. Крестьянин деревни Михальчиково Иван Михайлович Марков, имея свою овчинную мастерскую, за сезон (осень -зима) обрабатывал до 200 кож и получал первоклассные овчины, которые продавал предпринимателям овчинно-шубного промысла. Кожевенный промысел был развит в Лапшлеях, шорный - в Старом и Новом Ликееве, скорняжный - в Подлесове, Шерменеве, Толсто-бине, Майдане. Скорняки обслуживали крестьян уезда по личным заказам. Кустари - овчинники, шорники и скорняки - высоко держали марку своих заказов, исполняя их в срок и качественно.
До середины XIX века население округи для освещения жилья
пользовалось лучинами. С 1860 года староликеевские кустари освоили свечной промысел, выпускали сальные свечи, которые заменили лучины в крестьянских избах.
В дореволюционное время в уезде развивался крахмально-паточный промысел, который затем перешел в крахмально-паточное и саговое производство. В Чернухе в советское время работал саговый завод, а в Зелецине - крахмально-паточный. Оба завода использовали местное сырье (картофель) для производства продукции (саго, крахмала, патоки) и поставляли ее в Нижний Новгород, удовлетворяя запросы местного населения.
Кстовчане, особенно из пригородных селений, издавна поставляли для Нижнего Новгорода и огородную продукцию. Уже в первые годы советской власти в Печерах (в окрестности областного центра) действовал консервный завод по переработке овощной продукции.
Предприимчив был кстовский крестьянин. В свое дело он вкладывал ум и смекалку, умел показать свой товар, блеснуть мастерством на местных базарах и Нижегородской ярмарке, откуда кстов-ские товары попадали в западные и восточные страны.
В первые годы советской власти с ликвидацией частной собственности, развитие народных художественных и кустарных промыслов в районе почти прекратилось. И только в 1922 году началось их частичное возрождение. В районе воссоздаются местные промыслы по переработке сельхозсырья - заводы в Печерах, Зелецине, Чернухе. В Безводном, Михальчикове, Студенце, Подвалихе, Соснов-ке кустари объединились в артели. Эти артели и составляли основу промышленности района вплоть до 50-х годов прошлого века.
На базе старинных кустарных промыслов до недавнего времени (1998 г.) в районе действовали два предприятия. Это ОАО «Без-воднинский метизный завод», который выпускал дефицитную для народного хозяйства плетеную сетку-рабитцу и гвозди проволочные, и ОАО «Винно-водочный завод «Мицар», где производилось 15 наименований товаров. В настоящее время оба предприятия перепрофилированы.
Продолжая оригинальные традиции народных промыслов кстов-ских кустарей, сохраняя их национальный характер, департамент культуры при поддержке администрации района в 1993 году на базе художественно-оформительской мастерской создал учебно-творческий центр народной культуры «Берегиня». В мастерских центра возрождаются и культивируются народные промыслы и ремесла: резьба и роспись по дереву, керамика и лепка, медальерное искусство, батик, шитье, вязание и многое другое.


Размещено на сайте: http://kstovo.ru
Ссылка на данную страницу: http://kstovo.ru/content/9