SQ - концертный зал в машине(подробнее: http://kstovo.ru/news/13804)
Автор: Беседовала Ирина Алексеева gazeta@3em.ru Фото Сергея ЧерняеваИсточник: © Газета Земляки
В субботу 22 июня прошел Нижегородский этап чемпионата России по автозвуку по формату RASCA. В задачи RASCA на первое место выходит социальная миссия проекта. Показать и доказать, что слушать музыку интереснее, чем разливать по стаканам. С помощью таких соревнований демонстрируются новинки аудиосистем и выявляются их скрытые возможности.
Автозвук - это не только тыц-тыц на всю округу, кто громче. Автозвук - это еще про качество звучания (SQ). Это когда ты сидишь в машине, будто в концертном зале, а исполнитель поет только для тебя. В своем классе SQ на Нижегородском этапе кстовчанин Александр Мальцев занял первое место.
- Александр, поздравляю с победой! Расскажите поподробнее о соревнованиях.
- Соревнования в Нижнем Новгороде - третий этап, на котором довелось поучаствовать: Владимир - мимо, Саранск принес второе место.
Поездка в Нижний была намечена на 22 июня. К 9.00 приехали с женой, прошли регистрацию и стали ждать, когда начнется судейство SQ. Около 13.00 к нам подошел судья и попросил отогнать автомобиль в более тихое место, так как на площадке творился полный хаос, «громкие» машины забивали эфир напрочь.
Само судейство длится примерно 20 минут. Судья усаживается на место водителя и прослушивает тестовый диск, выставляя оценки в судейский протокол. После прослушивания проверяет наличие предохранителей, надежность крепления компонентов аудиосистемы и их защиту (сетки на динамиках) и дает краткое резюме по системе в целом.
- Есть мнение, что судейство качества звучания - очень субъективная штука, что судье должен понравиться звук, так ли это? Какие существуют критерии, как их услышать? Может ли что-то услышать неподготовленный человек?
- Говорить о том, что судье должно понравиться звучание - не совсем корректно. Существует судейский кодекс, где четко прописано, что судья должен быть беспристрастным. Ему не должно нравиться звучание, оно должно соответствовать определенным критериям.
Первый критерий - это сцена. Так называют воображаемое звуковое пространство перед слушателем. В хорошей системе возникает ощущение, что любимый исполнитель или группа выступают здесь и сейчас только для вас. Судья оценивает ширину, высоту и глубину сцены, а также расстояние до нее.
В идеале должно быть понятно, как расположены музыканты на сцене: вот в этом углу играет гитара, по центру поет вокалист, а прямо за ним - барабанная установка.
Второй критерий - это тональная точность. Есть набор тестовых треков, есть методичка, где прописано, как именно должен звучать тот или иной инструмент или голос вокалиста.
В тестовых треках есть определенные артефакты - некие изъяны, неточности, которые искусственно вводятся в музыкальный материал. Если аудиосистема их не воспроизводит, высоких оценок не получить.
Любому, даже неподготовленному человеку, с нормальным слухом по силам это услышать. В целом система должна звучать сбалансированно по частотному диапазону.
- Долго собирали систему? Что было самым сложным?
- Собирал два года, на сайте «Драйв2» я веду бортовой журнал, в котором подробно в буквах и картинках показываю все этапы построения своей аудиосистемы.
Караудио - это целая наука. Грамотная аудиосистема в автомобиле, как правило, состоит из источника сигнала (магнитола), процессора обработки сигнала, усилителей и динамиков. Эти компоненты важно правильно подобрать, установить и настроить.
Не стоит забывать и о вибро- и шумоизоляции автомобиля - без этого качественное звучание не получить. Приятным бонусом стоит признать комфорт окружающих - идеальный вариант, когда с улицы музыки не слышно, а внутри машины - концертный зал.
- Есть ли разница, на каком автомобиле собирать систему?
- Автомобили многих участников соревнований в классе Sound Quality от «гражданских» машин внешне мало что отличает. Обычные на вид автомашины скрывают внутри десятки килограммов специального звукового оборудования и шумоизоляции. Причем, год выпуска автомобиля, его марка и рыночная стоимость модели не имеют никакого значения. Скромная на вид «девятка» запросто сможет «уделать» эффектную иномарку как по качеству звука, так и по громкости.
Ведь на этих соревнованиях важны не внешний лоск и ходовые качества авто, а то, как он звучит.
- Дорогое удовольствие собрать систему?
- Автозвук - удовольствие не из дешевых. А вообще стоимость зависит от потребности. Аудиофилам нужны исключительно топовые и дорогие компоненты, неискушенный слушатель выбирает бюджетный сегмент. Разброс цен может быть колоссальным - десятки, сотни тысяч.
- Обычно увлечения влияют на человека, меняют его. Что изменилось в Вашей жизни, когда занялись автозвуком?
- Изменились музыкальные предпочтения. Сейчас в моем плей-листе больше инструментальных композиций, современной классики и качественной рок-музыки.
Начал разбираться в автоэлектрике, изучил основы радиоэлектроники, моделирования, работы со стеклопластиком, в совершенстве научился владеть паяльником. (Улыбается.)
- Что посоветуете тем, кто мечтает заниматься автозвуком и когда-нибудь попасть на соревнования?
- Во-первых, не слушать тех, кто говорит: «Да у тебя не получится!» или «Ты опять включил музыкального?! Давай завязывай уже!».
Во-вторых, изучить теорию автомобильного звукостроения. Отлично подойдет книга «Концертный зал на колесах» А.И. Шихатова.
Ну, а в-третьих, не побояться поехать на соревнования. Это хорошая возможность пообщаться с единомышленниками, обменяться опытом и послушать другие системы.
комментариев: 0