«Фотография - способ увековечить чувства»(подробнее: http://kstovo.ru/news/14551)
Автор: Беседовала Светлана Мальцева gazeta@3em.ru Фото из архива героевИсточник: © Газета Земляки
Выставка молодых фотографов «Знакомое место» открылась в Центре народной культуры «Берегиня» 27 августа. Анна Спускова и Константин Белоусов - художники. Они очень восприимчивы к красоте, эстетике заброшенных двориков, зелени, восходов и закатов, урбанистических пейзажей, полуразрушенных домов. Богатый внутренний мир рано или поздно должен был выплеснуться - и он нашел свое выражение в фотографии. На их снимках даже самые обычные кстовские улицы и дворы превращаются в произведения искусства, потому что художники видят красоту и необычность в обыденных для людей вещах.
Да, возможно, если у вас внутри все рассыпается, как дом под снос, то так не хочется видеть вокруг отражение своего состояния, и совершенно невдомек, что же может быть красивого в облупленном здании и покосившихся заборах.
Но фотографии Константина и Анны помогают посмотреть на город Кстово и его окрестности с необычной стороны. На снимках часто видишь жизнь совершенно не такой, какой привык ее видеть. Замечаешь то, на что не обращал внимания. Это помогает составить более целостный образ места и времени, в котором мы живем.
- Нас объединило схожее восприятие мира, которое не облекается в слова, - говорят о себе ребята. - Мы не считаем себя профессиональными фотографами, фотоаппарат у нас средний, но и он - лишь посредник, вспомогательный элемент, между нашим восприятием мира и зрителем. Мы не претендуем на высокую оценку своего увлечения. Передать собственное видение окружающего, показать нечто завораживающее в обычных вещах - главная наша задача.
Велосипед - лучшее средство передвижения для поиска интересных мест нашей области, позволяющее заметить много разнообразных деталей. А перемещаться на дальние труднодоступные расстояния предпочитаем на мопеде.
- Как родился проект «Знакомое место»?
- У нашего интереса к фотографии нет отправной точки, нельзя сказать точно, когда оно зародилось, скорее - это было всегда. Фотография - это средство самоопределения, подтверждение реальности, способ увековечить чувства.
- Концепция «Знакомого места» есть?
Анна: - На выставке представлены вполне обычные городские пространства, что в сердце откликаются необъяснимым щемящим чувством.
В этих незамысловатых сюжетах нашего города любой зритель сможет узнать что-то знакомое, несмотря на то, в каком он проживает населенном пункте. И это относится в равной степени и к малым городам провинции, и к миллионникам.
Улицы домов старого фонда, уютные дворики с палисадниками, детские площадки советского образца - все эти атрибуты можно найти в любом городе нашей необъятной страны.
И здесь мы встречаемся с интересным явлением: сами по себе эти объекты не несут в себе какой-то высокой художественной ценности, а иные вообще нельзя назвать эстетически красивыми, но в то же время в окружающей действительности есть что-то необъяснимо манящее.
Разгадка этого проще, чем может показаться. Эту притягательность придает увиденному ностальгия, окрашивая все в приятные и немного печальные тона. Ностальгия с греческого дословно переводится как «возвращение на Родину» и «боль, печаль». Но речь здесь идет о Родине не как о географическом понятии. Мы имеем в виду Родину в иной области реальности, которая не совпадает ни со страной, ни с государством. Это место, где ты ощущаешь себя дома, мир, который тебя окружает и является продолжением тебя самого.
В проекте «Знакомое место» мы хотели показать, как мы ищем собственную Родину посредством фотографии - по сути, мы сами творим ее силами своей души. На наших фотографиях запечатлены дорогие сердцу места, люди, события, знаковые моменты - то, из чего соткана наша жизнь.
- Говорят, что в Кстове мало что можно сфотографировать. Вон Ленин, вон Академия самбо, вон «Чупа-Чупс», да и всё.
Костя: - Те, кто так говорит, - совершенно правы - здесь действительно нечего сфотографировать. В городе не так много красивых арт-объектов, нет выдающихся памятников архитектуры и тому подобного. В крупных городах обычно есть хотя бы красивый панорамный вид. В Кстове все хаотично, город в целом не получится сфотографировать.
Кстово просматривается под лупой: заходишь во дворы, в закоулочки, ищешь какой-то сюжет в людях, в животных, в транспорте, в домах. Находишь что-то интересное в обыденном, не ищешь попсовую картину. Не нужно ничего придумывать, нужно только наблюдать. Для фотографа это головоломка, нужно уметь собрать по кусочкам самое интересное в кадре, это всегда импровизация.
Нам очень помогает то, что мы знакомы с художественной грамотой, композицией, цветопередачей, как падает свет и тень, с какого ракурса снять, чтобы получилось интересно.
Анна: - Любой человек сможет увидеть яркий объект - красивый архитектурный элемент или необычную инсталляцию - и сфотографировать. Чтобы видеть в таких городах как Кстово что-то приятное душе и глазу, надо развить в себе чувственность. Как человек думает и чувствует? Работа-дом-работа, проблемы, кредиты, платежки. Мы конечно, тоже живем под этим воздействием, но если чувственность в себе не развивать, не стараться замечать то прекрасное, что нас окружает, так можно всю жизнь роботом и прожить.
Возможно, некоторые люди, которые посмотрят нашу выставку, решат, что мы хотим обличить Россию и сказать, какая она плохая, и наш город страшный. Потому что, например, у нас много фотографий ветхих зданий. Но это ни в коем случае не так. Да, мы живем не в самом лучшем городе, но красоту можно найти и здесь.
- Что для вас является критерием хорошей фотографии?
Анна: - У каждого есть свой почерк. У меня, например, фотографии более отрешенные, с приглушенным светом и фокусом на определенный объект. Мой любимый объектив - это китайский портретник с «Алиэкспресс», он как раз вылавливает какие-то отдельные объекты, и мне очень подходит.
Костя: - Я обращаю внимание на техническую сторону. В первую очередь, горизонт должен быть не завален, что бы это ни было - пейзаж, портрет или что-то еще; второе - не перебарщивать с фильтрами. Некоторые играют с фильтрами и проигрывают им. Третье - правильная композиция фотографии, надо это знать, фотографировать с различных ракурсов, чтобы добиться того или иного эффекта. Это основное. Если говорить о визуале, настроении снимка, то не писать одни и те же истории, не повторяться с другими авторами. Индивидуальность должна быть.
- Есть авторитеты в мире фотографии, за работами которых вы следите?
Костя: - Мы больше художников смотрим. И лично у меня больше интереса вызывают фильмы. По режиссерской и операторской работе я, возможно, в какой-то степени фотографирую. У меня одно время была зацикленность на симметрии, как у Стенли Кубрика, все делал симметрично. Сейчас уже отошел от этого.
- Есть у вас кадр мечты?
Костя: - Сфотографировать молнию на фоне домов, города. Также поймать какой-то интересный фотосюжет - ситуацию с людьми.
Анна: - Любой кадр, который бы в точности отображал, что я вижу и чувствую, но такое невозможно, так что это в мечтах моих и останется.
Выставка «Знакомое место» в ЦНК «Берегиня» работает до октября. Для того чтобы прийти на экскурсию и посмотреть фотоработы молодых фотолюбителей, необходима предварительная запись по телефону 3-88-10. Одновременно на экскурсии могут присутствовать не более пяти человек в средствах индивидуальной защиты: маска и перчатки.
Фотографии Костантина и Анны также можно посмотреть в паблике «ВКонтакте» https://vk.com/znakomesto.
комментариев: 0