КСТОВО.РУ

29.06.2015 - Деревня Долгая Поляна. Конец XVI - начало XVII века


КСТОВО.РУ КСТОВО.РУ Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.

А. Пушкин

Мужик с медом и лапоть съел!
В старые-то времена не было суррогатов из свеклы и тростника, - мед бытовал и на царском, и на крестьянском столе. (Земляки уже понимающе улыбнулись, припомнив былинные пиры и богатырские братины с «медами стоялыми»).
Было и это. «Медовары» от века хранят секреты приготовления хмельных напитков. Тут и мед белый (с пережженной патокой), и зеленый (с листом мяты), и золотой, и клюковный, и изюмный, и проч. А еще - для истинных гурманов - мед липец! Тут уж медовар держи под рукой «пристойное количество свежих дрождей, да штоф хорошего двоенного вина, или французской водки». И строго-настрого указывалось: «Мед вари до тех пор, покамест весь хмель потонет. А бочку со слитым медом поставь в лед и не трогай недели четыре или пять. А на бочке непременно должны быть обручи железные, а дны уторами крепкие». Но это все про «медовину» - вареный хмельной, питейный мед. Это напиток праздничный - к пирам да гуляньям. Обычно же на русском столе бытовал квас медовый да медовая сыта. Да еще медок фруктовый да ягодный. А зимой - сбитень, горячий напиток на меду с пряностями, хорошо согревающий в холода. Не забыть бы и про медовые лепешки да коврижки. Ну и, конечно, пряники-медовники! Эта отрада для детишек-ребятишек, да и взрослых. В общем, без меда никуда. Не зря же сказано: «Терпи горе - пей мед!».
Будь лишь мед - мух много нальнет…
С каждого из «знамен» бортник платил оброк. Он устанавливался «по-старине». Заглянем в Платежные книги:
«3 бортника Ивашки Спиридонова з знамяни оброку пуд и 8 гривенок меду. И с пошлинным медом денежных пошлин 5 денег, за куницу 10 алтын, пошлин 2 деньги». Оброчного меда бортник обязан был сдать в казну ежегодно около 20 кг (гривенка - то же, что фунт = 410 гр.) Пошлинные деньги обычно брались за доставку меда в уезд и в Москву. А вместо шкурки куницы в начале XVII в. стали брать деньги. Все это оброк за аренду одного бортного участка. Но очень часто, как показывают документы, бортники арендовали по 2-3 участка. А самые расторопные и хваткие - и по пять, и едва ль не по 10.
(К примеру, Савка Дмитриев из Лопатищ). Медвяный оброк у них составлял сотни килограммов.
Любознательный земляк спросит: «А куда шел оброчный мед? И сколько всего собиралось?». По нашим данным, в уезде (Арзамас, Курмыш, Балахна не входили тогда в Нижегородский уезд) собиралось ежегодно ок. 400 пудов меда. И почти весь он уходил в Москву, в приказ Большого дворца, на Сытенный двор: «на государев обиход». Но не надо думать, что все съедалось и выпивалось в белокаменной за царским столом. (Хотя иностранцы - члены многочисленных посольств из Англии, Голландии, Персии, Австрии, Германии в своих «записках о Московии» живописуют царские пиры с сотнями участников, с десятками перемен блюд и сопутствующий им «в серебряных позолоченных кубках превосходный мед. И каждый раз мед был другой»). В царствование кроткого Федора под железной рукой правителя Бориса Годунова выросли - как грибы после дождя - города и городки в бассейне Волги: Козьмодемьянск, Кокшайск, Яранск, Уржум, Цивильск, Самара, Саратов, Царицын...… Эта сеть опорных пунктов погасила пожар Черемисской войны, тлевший многие десятилетия. Но гарнизоны этих городов-крепостей требовали не только снабжения боеприпасами. Шло туда и хлебное жалованье, и казенное вино. А также и мед. Медом и воском обеспечивались и многочисленные церкви и монастыри, игравшие важнейшую роль в русификации инородческого населения Поволжья. Оседал этот продукт и в самом Нижнем Новгороде. Обратимся к фактам. Вот выпись из Платежной книги начала XVII столетия. «1609 и 1610-го годов оброчного 23 пуда и 8 гривенок меду отдано на нижегородские кабаки кабацкому голове Михаилу Ординцеву, а денег за него взято по 20 по 3 алтына по 2 деньги за пуд, итого 16 рублев и 8 алтын». (Фиксация продажи части собранного с бортников меда в кабаки, где он перерабатывался в хмельные напитки). Интересный факт! Дело происходит в начале 1611 года. Именно тогда собиралось первое земское ополчение Прокопия Ляпунова на помощь Москве (нижегородцы выступили в феврале). И можно предположить, что деньги, вырученные от продажи казенного меда, пошли на закупку вооружения и боеприпаса для ратников. (Ляпунов в послании к нижегородцам просил захватить с собой «пороху и свинцу пудов 10-20», жалуясь на оскудение запасов). А вот еще факт, относящийся уже к грозовому 1612 году. «1612-го марта в 1-й день по приговору земских старост Петра Григорьева, Федора Маркова с товарищи и всех нижегородцев посадских людей кабацкой воск (в кабаках воск очищался, перетапливался и разливался в особые формы - авт.) 108 пуд и 4 гривенки продан москвитину торговому человеку гостиной сотни Федору Замошникову по 2 рубли и по шти алтын по 4 деньги пуд. Итого 302 рубли и 22 алтына 4 деньги. А ему за тот воск привезти с Вологды в Нижний зелья (пороху) и свинцу для осадново времени, а в Нижнем в казне зелья и свинцу было мало».
Как видим, в деле обеспечения боеготовности нижегородского гарнизона и народного ополчения Минина и Пожарского принимали участие - пусть и косвенно - бортники Нижегородского уезда. Свой вклад в общее дело вносили и бортники Долгой Поляны. И вклад этот становился все весомее, ибо в последние десятилетия XVI века хозяйство поселения заметно окрепло, почти вдвое увеличилось количество жителей. Но об этом в следующем очерке.
С. Плахин
Продолжение следует


Размещено на сайте: http://kstovo.ru
Ссылка на данную страницу: http://kstovo.ru/news/9581