Светлана Быстрова: «Сюрпризы» в расчетах ЖКХ»(подробнее: http://kstovo.ru/news/11199)
Автор: Светлана Быстрова, депутат городской думы г. КстовоИсточник: © Газета Земляки
lightbox
Быстрова
С 1 января 2017 года Правительство РФ приняло Постановление №1498 от 28.12.2016 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», которое существенно меняет порядок начисления платежей за жилищные и коммунальные услуги, применяемый в соответствии с Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений
в многоквартирных домах и жилых домов».
Какие основополагающие изменения в расчетах за ЖКУ коснулись каждого из нас, давайте разбираться.
Самым существенным нововведением постановления №1498 является включение платы за общедомовые нужды в состав содержания жилья.
Как было раньше: отдельные услуги «ОДН ХВС», «ОДН ГВС» и другие в платежном документе.
В соответствии с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс РФ, в состав платы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД (многоквартирный дом).
Органы государственной власти субъектов РФ в срок до
01.06.2017 г. должны утвердить нормативы потребления указанных услуг при содержании многоквартирных домов. Данные нормативы не могут превышать действующие нормативы на ОДН, до принятия новых нормативов применяются действующие нормативы расхода услуг на ОДН по состоянию на 01.11.2016 (пока выпадает услуга водоотведения, так как на нее норматив в настоящее время не установлен).
Нормативы расхода ЖКУ в целях содержания общего имущества в доме устанавливаются на квадратный метр площади общего имущества МКД (как и на ОДН).
Следует понимать, что данные платежи за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию и водоотведение, потребляемые при содержании общего имущества, начисляются исключительно на основе норматива (то есть без учета показаний общедомовых счетчиков).
Также следует помнить, что согласно законодательству, меры социальной поддержки (льготы) за ЖКУ в составе содержания жилья предоставляются независимо от формы собственности помещения (то есть инвалид в приватизированной квартире не получает льготы непосредственно на услугу содержание жилья, но получит льготу на коммунальные ресурсы (ХВС, ГВС, водоотведение и электроэнергию) в составе содержания жилья.
Данные требования относятся ко всем МКД, кроме находящихся на непосредственном управлении, и тех, у кого способ управления не выбран или не реализован. Указанные категории домов должны оплачивать ОДН по «старому» алгоритму (в составе платы за коммунальные услуги).
Отменено требование о доставке отдельного платежного документа для оплаты пени. Согласно абз. 2 п. 70 постановления №354 (в новой редакции) суммы пени должны указываться в основном платежном документе.
Как было раньше: пени должны были указываться отдельным платежным документом.
lightbox «Сюрпризы» в расчетах ЖКХ» С января 2017 года существенно упрощена процедура установления временного проживания исполнителем коммунальных услуг (Управляющей компанией или Ресурсоснабжающей организацией).
Подробно процедура описана в п. 56 (1) постановления №354. Количество проживающих определяется на основании составленного исполнителем акта (п. 58 постановления №354), а не на основании постановления об административном правонарушении, составленного на основании указанного акта (как было до января 2017 года). Таким образом, теперь исполнитель просто обязан направить копию акта в правоохранительные органы, а не дожидаться их реакции на данный акт, что, как показала практика, нереально. То есть у кстовчан остается единственная возможность прекратить начисление по нормативу на установленное исполнителем количество проживающих - установить прибор учета.
В случае отсутствия в помещении постоянно и временно проживающих граждан объем коммунальных услуг (при отсутствии индивидуального прибора учета) рассчитывается с учетом собственников помещения (п. 56 (2) постановления №354).
Как было раньше: начисления за коммунальные услуги по нормативу производились только на прописанных лиц.
Особо следует отметить, что количество собственников может быть довольно значительным вследствии неоднократного наследования долей (деление доли на несколько наследников).
Таким образом, если в квартире не установлены приборы учета и нет зарегистрированных лиц, начисление будет производиться по нормативу минимум на одного человека. Как избежать расчета услуг на количество собственников? Установить приборы учета и передавать их фактические показания.
При отсутствии приборов учета и отсутствии акта о невозможности его установки перерасчеты при временном отсутствии жителей не производятся (п. 86, абз. 2 постановления №354), за исключением случая отсутствия всех проживающих в результате действия непреодолимой силы. К заявлению о перерасчете должна прикладываться копия акта о невозможности установки ИПУ (п. 92, абз. 2 постановления №354).
Как было раньше: при временном, то есть более пяти календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном ИПУ, осуществлялся перерасчет, за исключением услуги отопления.
Данным требованием законодатель пытается стимулировать жителей к установке ИПУ. Следует понимать, что ссылаться на непреодолимую силу жителям будет весьма проблематично (к этим случаям не относятся командировки, отпуска, учеба, работа в другом городе, проживание в садоводческом обществе, или просто проживание по другому адресу).
Таким образом, перерасчеты при временном отсутствии жителей по сути упраздняются.
Изменен порядок ввода в эксплуатацию ИПУ. ИПУ должен быть введен в эксплуатацию в течение месяца с момента его установки. Исполнитель обязан осуществлять расчет по показаниям ИПУ, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода ИПУ (п. 81, абз. 11 постановления №354).
Как было раньше: расчет по ИПУ осуществлялся с даты, следующей за днем ввода ИПУ в эксплуатацию.
Исполнитель коммунальных услуг (управляющая компания, ресурсоснабжающая организация) имеет право при вводе прибора учета в эксплуатацию или при плановых (внеплановых) проверках на приборы учета устанавливать индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета (ст. 32 пп. Г (1) введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 №1498).
Как было раньше: данная норма в законодательстве отсутствовала.
Согласно нововведениям, если показания ИПУ не переданы, расчет по среднемесячному потреблению осуществляется в течение трех месяцев подряд (п.п. «б» п. 59 постановления №354).
Как было раньше: при отсутствии показаний ИПУ от абонентов расчет коммунальных услуг осуществлялся по среднемесячному потреблению, но не более шести расчетных периодов подряд.
Исполнитель коммунальных услуг имеет право не чаще одного раза в три месяца проводить проверку достоверности передаваемых потребителем сведений о показаниях ИПУ, а также проверку состояния приборов учета (не чаще одного раза в месяц в случае установки приборов учета вне помещений и домовладений в месте, доступ исполнителя к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя, и в нежилых помещениях) (ст. 32 пп. «г» в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 №1498).
Как было раньше: исполнитель мог проводить проверку достоверности приборов учета не чаще одного раза в шесть месяцев.
С января 2017 года применяется повышающий коэффициент 1.5.
Как было раньше: повышающий коэффициент имел значение 1.4.
Владельцам жилых помещений, имеющим техническую возможность монтажа приборов учета потребления горячей и холодной воды, но не установившим их, предстоит оплачивать данную коммунальную услугу с увеличением норматива потребления на 50%. Пока в Кстовском районе по МКД повышающий коэффициент по коммунальным услугам не применялся, но законодатель позволяет применять данную норму права.
Требование по установке приборов учета сформулировано в п. 5 ст. 13 ФЗ №261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Согласно данному нормативному акту, счетчики услуг ЖКХ должны быть установлены как в индивидуальных жилых помещениях, так и в целом на дом. Такой подход позволяет наиболее точно вести учет потребленных ресурсов.
Действующее законодательство предусматривает, что к базовой норме потребления услуги будет применен коэффициент, повышающий ее стоимость для потребителя. Это приведет к тому, что владельцы жилых помещений, не установивших приборы учета, будут вынуждены увеличить свои расходы на оплату коммунальных услуг. Оснащение квартиры счетчиками дает возможность платить лишь за тот объем коммунальных услуг, который реально потреблен. Владельцам квартир и УК (ТСЖ) следует совместными усилиями подходить к решению вопросов по установке общедомовых и индивидуальных приборов учета потребления водо-, тепло- и электроресурсов.
На дома, признанными аварийными, ветхими, подлежащими сносу или капитальному ремонту, а также на здания, которые потребляют менее 5 кВт электроэнергии и не более 0,2 Гкал тепла в час, требования об установке счетчиков на услуги по снабжению теплом, водой и электричеством не распространяются.
В случае завышения начисленных платежей исполнитель (управляющая, ресурсоснабжающая организация) обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов излишне начисленной суммы (ст. 155 (1), (2) постановления №354).
Как было раньше: штрафные санкции отсутствовали.
Следует помнить, что данная мера применима только к коммунальным услугам.
комментариев: 0