Кстово.руВпервые представители всех районных средств массовой информации (СМИ) собрались вместе благодаря инициативе председателя постоянной комиссии Земского собрания Кстовского района по развитию местного самоуправления Николая Герасимова и начальника управления по связям с общественностью и СМИ администрации Кстовского района Светланы Медведевой.
Так как главной темой для обсуждения были заявлены проблемы, возникающие у журналистов в отношениях с властью, в работе круглого стола приняли участие представители кстовских СМИ: и. о. главного редактора информационного холдинга «Кстово-Медиа» Владимир Клянин; главный редактор газеты «Наши земляки» Зоя Быкова; директор телестудии «Кстово» Михаил Ковалев; редактор программы «Говорит Кстовское радио» Елена Тихоненко; главный редактор газеты «Синтез», почетный гражданин города Кстово Мария Подольская; главный редактор телеканала «Связист-ТВ» Альберт Нефедов; руководитель лекторской группы фронтовиков, почетный ветеран Кстовского района Инна Командина; главный редактор газеты «Герань» Александр Лавринов; главный редактор ИД «Земляки» Олег Захаров; и, собственно, муниципальной власти: заместитель главы местного самоуправления Кстовского муниципального района Иван Зверев; заместитель главы администрации Кстовского муниципального района по социальным вопросам Александр Сизёмов; председатель постоянной комиссии Земского собрания по развитию местного самоуправления Николай Герасимов; начальник управления по связям с общественностью администрации Кстовского района Светлана Медведева; сотрудник управления по связям с общественностью Ольга Кузнецова и руководитель аппарата Земского собрания Владимир Павлов.
Какими должны быть СМИ?
Изначально предполагающее дискуссию, заседание было похоже, скорее, на обмен мнениями двух сторон о том, какой же должна быть районная пресса: свободной (тогда насколько и от чего именно?) или подконтрольной; независимой или подчиненной властям; ориентированной на реальное положение дел в районе или следующей по пути «все хорошо, прекрасная маркиза»? СМИ, таким образом, оказывается между «молотом и наковальней»: с одной стороны, власти зачастую нужны «удобные» газеты, телевидение и радиовещание, согласные с властью в принципиальных вопросах; с другой стороны, читатель ждет от прессы объективного освещения положения дел в городе и районе (которые не всегда так радужны, как хотелось бы), и помощи в решении проблем, справиться с которыми в одиночку простому горожанину подчас не под силу. К сожалению, именно эта, одна из животрепещущих проблем, должного развития не получила.
- Депутатам Земского собрания очень бы хотелось, чтобы наша пресса была независимой, свободной и в то же время ответственной перед слушателями, зрителями и читателями, - высказал свою точку зрения Николай Герасимов. - К сожалению, сегодня здесь присутствует власть, которой нужна пресса, и сама пресса, но нет главного - читателя, без которого само существование СМИ было бы невозможно. Этот наш круглый стол - своеобразная лаборатория, мастерская по выработке решений, направлений, точек зрения, но в следующий раз надо сделать так, чтобы присутствовал Читатель, перед которым СМИ более ответственны, нежели перед властью. Прессу часто обвиняют в том, что она - как торговка на рынке, имеет только две задачи: высокий рейтинг, чтобы получить больше рекламодателей, и лояльность к власти, чтобы не отобрали лицензию. Но эти проблемы намного шире, и хотелось бы их обсудить.
- Когда нас учили журналистике, нас учили лозунгу: «Не навреди», и это прежде всего. И муниципальные, государственные СМИ придерживаются этого, хотя их часто обвиняют в зависимости от государства, - отметила Елена Тихоненко.
- На мой взгляд, говорить о том, что читатель ждет именно материала о том, что где-то что-то плохо, неправильно, - уверена Светлана Медведева. - А вот писать о том, что рядом живет человек, который обладает каким-то талантом, каждый день делает какую-то интересную работу, то, что больше никто не делает - необходимо.
- Наша основная задача - рассказать о наших людях. Люди хотят читать, смотреть и слышать о тех, кто живет рядом, - считает Елена Тихоненко.
Открытость уничтожает домыслы
Конечно же, не могла не зайти речь о взаимодействии власти и журналистов. Увы, но до сих пор оно остается малоэффективным: порой журналистам бывает очень сложно добиться комментариев от чиновников. Светлана Медведева считает такое поведение ошибочным.
- Почему журналисты стараются обращаться к руководителю предприятия, а не к руководителю того или иного структурного подразделения администрации? Потому что у нас было такое: «Нет, только не комментарий!» Да, некоторые не идут на контакт с прессой. Когда мы говорим о взаимодействии власти и СМИ, мне хотелось бы сказать, что власть должна быть максимально открыта со СМИ, и тогда уже читатель будет сам думать и выбирать, правильно работает администрация, или нет, правильно она делает, или нет. Чем больше мы молчим, закрываемся, не даем комментариев, тем больше раздолье для слухов, для того, чтобы сказать о чем-то однобоко. Я думаю так: если мы делаем что-то хорошо, или, напротив, что-то не получается, надо об этом говорить и объяснять. Тогда в газете мы прочитаем то, что хотим слышать о себе. На диалог надо идти всегда, и всегда можно поговорить и найти точки соприкосновения. Принцип соучастия - самое главное, - считает Светлана Медведева.
Расти и совершенствоваться
Олег Захаров рассказал собравшимся о Всероссийском профессиональном журналистском конкурсе, призвав кстовских журналистов к активному участию в нем.
- Конкурс проходит в системе он-лайн без излишних формальностей. Журналисты по электронной почте отправляют свои материалы президенту конкурса в Москву, он их систематизирует, раскладывает по номинациям, выставляет на суд жюри - тех же журналистов, которые присылают материалы. Они и выставляют свои оценки. Итоги подводятся ежемесячно и в конце года. В минувшем году в конкурсе приняли участие 991 журналист и 306 СМИ. Это конкурс истинно журналистский, он помогает понять, что происходит в других регионах, как подаются материалы. В этом конкурсе поучаствовал и Николай Герасимов: несколько его материалов, которые публиковались в газете «Земляки» в начале года, я отсылал на конкурс, и по итогам 2010 года из 911 участников Николай Герасимов занял 13 место, - рассказал Олег Захаров.
Конкурс был организован Союзом журналистов России, с 2010 года его проводит общественный фонд «Журналист», и победители награждаются дипломами от имени фонда, который и был вручен внештатному корреспонденту газеты «Земляки» Николаю Герасимову. Также он получил диплом за второе место в номинации «Власть и общество».
Мы идем другим путем
На заседании заходила речь и о других проблемах: публиковать или нет письма читателей («Если проблему можно решить, не вынося ее на страницы газеты, лучше так и поступить», - уверена Мария Подольская); перегруженность районной газеты «Маяк» официальными документами («Маяк» вообще можно освободить от публикации официальной информации. С учетом того, что сейчас есть официальный сайт администрации района и города, абсолютное большинство актов можно размещать там, и не засорять газету. Также надо учитывать, что каждый общеобязательный нормативный акт мы направляем в читальный зал городской библиотеки, где любой может с ним ознакомиться», - выразил свое мнение Владимир Павлов); о том, действительно ли главная цель коммерческих СМИ - зарабатывание денег. Вопрос этот, конечно, глубже, чем кажется. Государственные газеты в основе своей «живут» по той же схеме, что и частные: не будет денег (в случае с муниципальной газетой - государственных, в случае с коммерческой газетой - рекламных), и самой газеты не будет. И упрекать частную газету в том, что она мол печатает только то, что хочет видеть рекламодатель, не вполне честно, потому что государственная газета, согласитесь, печатает то, что хочет видеть власть, в данном случае - такой же «рекламодатель», «продвигающий» себя. Никакое СМИ не выживет, если будет работать только для получения рекламной прибыли: жизнь (то есть читательский интерес) любой газете или телеканалу, будь они государственными или частными, обеспечивает читатель или зритель, выбирающий именно это СМИ из ряда других. Журналистика - слишком тонкое дело для простой торговли рекламой. Поэтому именно ориентированность на читателя - главная цель работы любого СМИ, будь оно государственным или частным. Другое дело - идти ли журналистам на поводу у публики, требующей «хлеба и зрелищ», гоняться за «чернухой», имеющей высокие рейтинги, или же писать о проблемах, но объективно? Руководители каждого СМИ решают это для себя самостоятельно, и, как правило, районные СМИ, в отличие от общероссийских, по «черному» пути пока, к счастью, не идут. Это свойство кстовской прессы было отмечено всеми участниками заседания.
Автор: Ольга Прокофьева
Источник: (C) Газета Земляки